В настоящее время никто не спорит с тем, что создание сайта интернет-магазина является одним из наиболее эффективных способов получения денег в Сети.
Однако разработать веб-ресурс и завезти товары на склад – это еще не все. Для того, чтобы торговая точка была успешной, должны выполняться четыре условия:
- эффективный относительно структуры и контента интерфейс;
- грамотно выполненная раскрутка проекта;
- уникальное и привлекательное торговое предложение;
- профессиональные менеджеры.
Разговор по каждому из этих требований заслуживает отдельной статьи. Здесь же речь пойдет только о первом пункте. Что необходимо обеспечить при создании сайта интернет-магазина? Какие ошибки в разработке интерфейса чаще всего допускаются на практике?
Перечень основных достоинств выглядит следующим образом:
1. Веб-ресурс должен иметь простой дизайн, понятную структуру и удобную навигацию. Потенциальный клиент грузит страницу он-лайн магазина не для того, чтобы любоваться художественными изысками, флеш-анимацией, видеороликами и т.д. Все это уместно в небольшом количестве и только если помогает информировать покупателя о товарах. В противном случае пестрая картинка и всевозможные движущиеся детали будут отвлекать человека от выполнения основной задачи – покупки товара. Ту же цель обязаны преследовать простая структура и удобная навигация. Посетитель должен иметь возможность быстро найти интересующий его товар. При создании сайта интерфейс делается интуитивно понятным, потому что никто не станет читать инструкцию о том, как пользоваться сервисами. Клиент просто закроет страницу и уйдет к конкурентам.
2. У каждого товара должно быть описание. Это обязательно по той причине, что, в отличие от офф-лайн торговли, в интернет-магазине покупатель не может «пощупать» изделие руками. Это очень важный психологический момент, который надо учитывать при создании сайта. Человеку намного приятнее почитать описание, чем довольствоваться только фотографией и таблицей технических характеристик. Кроме того, по крупным изделиям (например, мебельные гарнитуры) надо давать изображения ключевых узлов. Оптимальное время загрузки торговой точки в Сети составляет 2 – 4 секунды. Если дольше, то на каждой дополнительной секунде магазин теряет 7% покупателей. Поэтому фотографии товаров делаются небольшими по «весу». Но в обязательном порядке должна присутствовать опция увеличения для тех, кто заинтересуется конкретной моделью. Таким образом, в процессе создания сайта можно убить сразу двух зайцев – обеспечить максимальную информативность и ускорить загрузку.
3. Создание сайта интернет-магазина – качественного, разумеется, а не просто работающего – предусматривает учет множества различных нюансов. В частности, на его страницах будет совсем не лишней дополнительная информация, касающаяся подбора товара и его использования. Она частично заменит услуги консультанта и тем самым поднимет уровень конверсии. Ведь хорошо известно, как многие люди, особенно старшего возраста, не любят расспрашивать менеджеров, предпочитая искать данные и принимать решение самостоятельно. Например, обзоры по группам изделий, подготовленные специалистами, читаются пользователями с большим интересом, т.к. они облегчают выбор. Полезными окажутся и расположенные на главной странице рекомендации по продлению срока службы изделия.
4. При создании сайта надо позаботиться о наличии дополнительных сервисов. Покупатель должен иметь возможность сравнивать различные товары одной группы, осуществлять поиск по заданным параметрам и т.д. Такие вещи вносят свой вклад в формирование лояльной аудитории и создают благоприятное впечатление о веб-ресурсе. Большое количество клиентов, которым понравилось работать именно на этом сайте, не только будут в следующий раз отовариваться в этой же торговой точке, но еще и посоветуют ее своим знакомым.
5. Еще один важный момент создания сайта качественного интернет-магазина заключается в наличии удобной формы поддержания связи с клиентом. Речь идет о «правильном» информировании об отсутствии данного товара (подробнее об этом будет сказано ниже), сообщениях по изменившимся курсам валют и т.д., а также возможности сбора информации о предпочтениях покупателей и их оценке удобства интерфейса. Такие сведения приносят большую пользу в дальнейшей работе по оптимизации веб-ресурса, ведь на создании сайта и загрузке его в Сеть процесс не заканчивается.
6. Страница регистрации делается максимально упрощенной. Эта процедура не должна отнимать много времени. По отзывам посетителей, почти никто не любит долго заполнять громоздкие формы. Не говоря уже о том, что людям вообще не нравится сообщать кому-либо персональные сведения. В этот раздел ставятся только самые необходимые пункты, без которых обойтись невозможно. Если же форма все равно получается большая, то она разбивается на отдельные блоки с пошаговым их заполнением.
Несмотря на все вышеизложенное, на практике веб-мастера при создании сайта интернет-магазина довольно часто пренебрегают этими, казалось бы, очевидными требованиями.
Анализ работающих в рунете магазинов показывает, что практически в каждом случае при создании сайта допускаются различные промахи. По степени отрицательного влияния на уровень продаж их можно распределить в такой последовательности:
1. Ошибки при оптимизации веб-ресурса. Подавляющее большинство пользователей никогда не просматривает результаты выборки дальше третьей страницы. При поиске товаров люди вообще обычно ограничиваются первой десяткой. Поэтому для любого интернет-магазина попадание в ТОП-10 жизненно важно. Данный фактор обязательно должен учитываться еще на этапе создания сайта. Для этого, помимо множества других условий, требуется качественное описание и правильный подбор ключевых слов, с учетом НЧ-запросов, а не только высоко- и среднечастотных. А также seo оптимизация каждой страницы под размещенный на ней товар (последнее в основном выполняется, хотя keywords могли бы делаться более индивидуальными). Что же касается описаний товаров, то они часто берутся от производителя, без каких-либо изменений текста. А это уже серьезный минус.
2. Дизайн. Создание онлайн магазина выполняется для продажи товаров и получения прибыли. Каждая деталь интерфейса обязана работать на достижение этой цели. Нередко владелец веб-ресурса не понимает эти простые истины и интерфейс оказывается как минимум неудобным для пользователя. Дизайн получается слишком пестрый, сочетание красок режет глаз, шрифты либо чрезмерно мелкие, либо неоправданно крупные. При создании сайта используются флеш-меню, анимация, видеоролики и прочие фишки - из-за них время загрузки возрастает до непозволительного значения. Информация, которая для пользователей может оказаться важной, спрятана где-то в уголке, вместо того, чтобы быть расположенной на самом видном месте экрана. Очень распространены и такие ошибки, как длинные боковые колонки с пустотами посередине и наличие горизонтальной прокрутки (страницы, оптимизированные под любое экранное разрешение, отсутствуют).
3. Навигация. Путь от главной страницы до любого искомого товара обязан быть минимальным. В идеале – не больше, чем три клика. Посетитель должен всегда знать, где он находится, и иметь возможность перейти в другой раздел без обязательного возврата на главную (в этом помогает технология «хлебных крошек»). На деле же в процессе создания сайта указанные требования часто не выполняются, в результате чего пользователь иногда просто не в состоянии найти то, что ему необходимо. Или поиски оказываются настолько сложными, что он, не долго думая, уходит к конкурентам. Если товара нет, то недостаточно всего лишь сообщить об этом короткой фразой «нет в наличии». Надо предложить альтернативные варианты из той же категории.
4. Слишком мало полезной информации. При создании сайта интернет-магазина минимально необходимые данные предоставляются в любом случае. Без публикации основных сведений о товаре, контактах или лицензиях торговая точка просто не сможет работать. Но веб-мастера не всегда задумываются о том, что сетевой проект все-таки отличается от реального универмага. Здесь возможности покупателя относительно проверки изделия серьезно ограничены. Чтобы это компенсировать, используются различные приемы. Прежде всего, это обзоры в интернете, результаты тестирования, консультации специалистов. Подобный контент, кроме непосредственной пользы для клиента, увеличивает число ключевых словосочетаний. Кроме того, в процессе создания сайта в этих статьях можно расположить ссылки на страницы товаров. Дополнительная перелинковка будет не лишней при последующей оптимизации магазина. Однако далеко не все коммерческие веб-ресурсы пользуются такой возможностью. Печатают, в основном, только отзывы клиентов.
5. При создании сайта не следует располагать на веб-страницах ненужную информацию. То есть, не относящуюся к товару и не помогающую его продавать. Это могут быть скопированные новости, которые встречаются в различных тематических порталах. Или сведения по промышленным предприятиям, выпускающим данную продукцию.
6. Наличие рекламы на страницах интернет-магазина. Хорошо, если создание сайта оканчивается его заливкой на платный хостинг (для серьезных проектов – это единственный приемлемый вариант). В противном случае приходится терпеть определенные неудобства. В частности, соглашаться на присутствие «чужой» рекламы, которая действует на посетителей раздражающе. Более того, если товары, которые продвигаются при помощи «навязанных» баннеров, относятся к той же группе, что и ассортимент магазина-площадки, то они просто уводят часть потенциальных клиентов.
7. Не предусмотрены удобная форма поиска и опция сравнения товаров. К сказанному ранее по этому вопросу можно добавить, что по данным, которые забиваются в поиск, можно собрать дополнительную информацию о предпочтениях посетителей.
8. Прочие недоработки. Сюда относятся многочисленные «мелочи», которым в процессе создания сайта и его последующего сопровождения веб-мастера не всегда уделяют должное внимание. Грамматические ошибки, необновляемые разделы «Статьи» и «Новости», необязательные обещания. Например, написано: «Круглосуточный прием заказов». Но сообщение, отправленное клиентом в 2 часа ночи, примут немедленно, а обслужат только утром. И многое другое. Все это, вместе взятое, мешает пользователю быстро и легко выполнить свою основную задачу – выбрать подходящий товар и купить его.
|