Авторизация

 
Эволюция домашнего видео: от "аналога" к "цифре" Печать
(1 голос)
Автор Andrey   
28:07:2017 г.
Для многих из нас знакомство с "хоум видео" начиналось в эру многочисленных видеосалонов, которые традиционно располагались в домах культуры имени Ленина-Кирова-Дзержинского. Могли они размещаться и в школах, и в частично обустроенных подвалах, вообще в любых местах, куда можно было поставить несколько десятков стульев. Прекрасно помню вполне нормальный симбиоз кинотеатра и находившегося в его холле, буквально перед входом в зрительный зал, видеосалона. Билет туда стоил в несколько раз дороже, чем билет на обычный сеанс. Но это обстоятельство не останавливало людей, которые всей душой, как мотылек на огонь, стремились к вожделенному зрелищу. Часто приходилось выстаивать длинные, порой огромные, очереди, чтобы попасть на "Сияние", "Апокалипсис сегодня", "Взвод" и другие - великолепные, средненькие, а иногда и откровенно убогие ленты.

Сказать по правде, в те времена мало кто занимался критикой голливудских фильмов, и даже посредственный кинохлам вроде очередной вариации "Красного скорпиона" или похождений бессменного рейнджера всея Америки, обладателя заслуженного титула Мистер каменное лицо Чака Норриса воспринимался сквозь призму всеобщей зрительской наивности вполне нормально.

Сюжет таких видеохитов особым разнообразием нас не баловал. Чрезвычайно крутого, недавно отошедшего от дел военных парня посылали (если никто не посылал, то он отправлялся сам) на спасение плененных соратников (или похищенной дочки, жены, взятого в заложники старого приятеля или взятой в наложницы жены старого приятеля). Обычно те томились в застенках у злобных вьетконговцев (колумбийских наркоторговцев, плохих русских, афганских или, как более экзотический вариант, африканских коммунистов). Конечно же, задача сия, с упорством, достойным всяческого восхищения, выполнялась.

Помимо товарища или товарищей, из-за которых изначально затевался весь сыр-бор, из заточения попутно вызволялись: обворожительная местная девушка, ребенок обворожительной местной девушки, отец обворо... и, до кучи, пара-тройка других, менее значительных, персонажей.

Обыкновенным и ожидаемым атрибутом спасательной операции был бодрый и веселый геноцид, который при помощи различных подручных средств главгерой со товарищи устраивали мешающим светлому делу несения демократии коммунякам-аборигенам (иногда - просто коммунякам, а иногда - просто аборигенам).

Фильм считался скучным, если из трофейного автомата Калашникова не был сбит ни один советский боевой вертолет или легкий (а иногда и не очень легкий) самолет. Но мало кого интересовала реалистичность происходящего. Почти так же мало нас заботило и качество картинки. Ну какая разница, сколько пикселей приходится на твердокаменный фэйс главгероя, если я сижу в середине отнюдь не маленького зала и напряженно пытаюсь разглядеть, что вообще на экране отнюдь не большого телевизора творится?

Мы просто приходили и занимали свои места посреди пыльных, обитых красной тканью рядов кресел. Или усаживались на простые деревянные стулья и напряженно ждали, пока с экрана не зарычит расплывающийся и подергивающийся от частого копирования калека-лев или не появится такая же выцветшая леди с факелом. А милый сердцу каждого советского видеомана голос, с неподражаемым прононсом и самым невообразимым образом глотаемыми буквами, изречет: "Каааламбия Пикчез п-ляет..."

Время шло, и постепенно видеоплееры и видеомагнитофоны из набитых народом прокуренных помещений видеосалонов переместились сначала в такие же прокуренные, набитые друзьями и дальними родственниками квартиры отдельных счастливчиков, а затем уверенно заняли свои места рядом с телевизорами обычной российской семьи. Параллельно, с повышением киновкуса, увеличивались требования и к качеству изображения. Стало считаться хорошим тоном иметь в коллекции лицензионные видеокассеты. Но еще предпочтительнее было иметь коллекции, целиком состоящие из "лицензий".

Спрос неизбежно рождает предложение, и мигом нашлись "предприниматели", которые стали заниматься самостоятельным изготовлением "лицензионных" видеокассет. Те, кто бывал на старой стихийной Горбушке - некогда знаменитом на всю страну аудио- и видеорынке (по совместительству являвшемся в то время Меккой аудио- и видеопиратов), наверняка припомнят в огромном количестве там продававшиеся "булки" (от Bulk - вид минимальной комплектации и упаковки изделия). "Булки" являли собой запечатанные лишь в пластиковый пакет чистые видеокассеты, имевшие не привычную для большинства трехчасовую продолжительность, а используемую в изготовлении лицензионных кассет - полутора- или двухчасовую. На прилавках рядом с bulk-кассетами лежали и пачки картонных обложек к популярным в народе фильмам. Так что при желании можно было всю домашнюю коллекцию сделать "лицензионной", а затем гордо ее демонстрировать своим знакомым. Ну, или имелась возможность заняться "предпринимательством" и стать гордым торговцем "лицензионными" видеокассетами.

Однако опять же время, как и прогресс, на месте не стоит, и в конце 1990-х – начале 2000-х годов в магазинах стали появляться первые DVD-проигрыватели. Они имели внешность, сильно отличающуюся от имеющих сейчас хождение плееров, и напоминали своими габаритами хорошо уже нам знакомые видеомагнитофоны. Проигрыватели впечатляли своей стоимостью, а цена на лицензионные (нелицензионных просто не было) носители с фильмами просто захватывала дух.

Впечатляла сия техника не только ценой, но и великолепным, чистейшим изображением, с потрясающей на тот момент детализацией и разрешением - целых 720х576 (PAL) или 720х480 (NTSC) пикселей!!! Однако такой технической характеристикой, как фактическое разрешение, тогда мало кто интересовался (за исключением пока еще редких владельцев ПК и мониторов, а также продавцов оных) – до появления в середине 2000-х годов форматов HD DVD и Blu-ray. Но к ним мы еще вернемся. А пока вспомним, чем же еще нас привлекал DVD-формат.

На втором месте, после потрясающей картинки (а для кого-то, пожалуй, и на первом), находился не менее потрясающий звук. При наличии соответствующей аппаратуры – собственно DVD-плеера, большого телевизора, AV-ресивера и, конечно, шести (включая сабвуфер) внушительных деревянных колонок – достигался почти полноценный эффект присутствия в центре событий. Мы могли оказаться в джунглях Вьетнама, где слева, справа, спереди и даже за нашей спиной стрекотали пулеметы и винтовки M16, гулко бухали разрывы снарядов, а назойливые вьетнамцы соседи добавляли происходящему колорит, барабаня по батареям уже снизу.

Да что там Вьетнам... Мы могли виртуально (и в данном случае виртуальность - несомненное преимущество) посетить даже тонущий "Титаник". Над головами кричали чайки. Вокруг шумели ледяные воды Атлантики. А юный ДиКаприо, еле различимый из-за проливаемых нами слез, дрожащими, покрытыми изморозью губами трогательно умолял героиню Кейт Уинслет: в память о нем жить до глубокой-преглубокой старости. Затем – чу! – откуда-то сзади до слуха доносилось мерное поскрипывание весельных уключин. На экране телевизора появлялась шлюпка. Сидящий на корме человек светил фонариком в посиневшие от холода лица силиконовых манекенов, которые, уже никуда не торопясь, лениво плескались вокруг. И трогал человек их веслом. И тщетно искал он живых. И пытался он разговаривать с ними и всячески к ним взывать. Но никто не откликался ему.

Далее, как это всегда и бывает, началось сначала постепенное, а затем все более и более уверенное вытеснение формата VHS форматом DVD. Естественным ходом шла эволюция и самих DVD-проигрывателей. В 2001-2002 годах появились первые плееры в slim-корпусах, затем появились модели, поддерживающие прогрессивную развертку, затем - имеющие разъемы для подключения активной акустики. Активная акустика, в свою очередь, позволяла обходиться без AV-ресивера и значительно снижала общие затраты на домашний кинотеатр. Наконец, вообще замечательно стало, когда DVD-плееры научились понимать стандарт MPEG-4 и кодеки - DivX, Xvid.

Параллельно с развитием технологий стремительно снижались цены как на технику, так и на носители. К середине 2000-х годов DVD-проигрыватели практически окончательно вытеснили видеомагнитофоны с их теплых належанных мест.

Обычного российского потребителя радовало появление великого множества пиратских дисков, которые стали продаваться не только на территориях видеорынков, но и в магазинах, находящихся в крупных торговых центрах. Разум новоиспеченных владельцев DVD-плееров поражало и баснословное количество фильмов, впихиваемых господами цифровыми флибустьерами на одну болванку. В среднем за сто рублей можно было купить один DVD с четырьмя картинами во вполне приличном качестве либо, за те же сто рублей, приобрести диск с 12-16 фильмами в откровенно ужасном.

Иногда попадались весьма любопытные экземпляры. Они содержали штук пятнадцать киноновинок, часть из которых представляла собой донельзя убогие экранки, где актеры своим обликом напоминали дружелюбного призрака Каспера. А помимо сумрачного вида служителей муз то и дело наблюдались части тел людей, которые актерами ни разу не являлись. При просмотре таких компиляций мы получали незамутненное мазохистское наслаждение от созерцания разнообразнейших артефактов изображения в виде налезающих друг на друга прямоугольников, квадратиков, ромбиков и прочих, прекрасных в своей первозданной строгости, представителей геометрической фауны. Но самым странным в этих дисках являлось то, что данное визуальное непотребство часто сопровождал вполне нормальный пятиканальный звук. Хотя, конечно, специальным измерением его битрейта и прочих параметров тогда никто особо не занимался.

Еще одним важным условием, способствовавшим популяризации DVD-технологий, служило появление в крупных торговых сетях таких, например, как Metro, недорогих лицензионных дисков. Стоили они в районе пятидесяти-семидесяти рублей и обычно содержали один, актуальный на тот момент, отечественный фильм.

Помимо фильма на дисках в обязательном порядке, имелись неперематываемые предупреждения о запрете копирования и публичного воспроизведения видеоматериалов, описания соответствующего вида кар, грозящих нарушителям предупреждения, а также штук пять неперематываемых рекламных трейлеров. Наконец, чтобы "бюджетный" потребитель не слишком забывался и таки осознал свое истинное место в жизни, применялась изысканная подлость: вместо полноценной пятиканальной звуковой дорожки картину сопровождала ее двухканальная стереоверсия, а изображение могло "украшаться" неотключаемыми субтитрами.

Справедливости ради стоит заметить, что многие пиратские DVD обходились (как, собственно, и мы) без "приятных" бонусов, обладая при этом вполне нормальным качеством изображения, и пользовались заслуженной народной популярностью. Естественно, что с данным обстоятельством правообладатели мириться не желали и пытались бороться с нелицензионной продукцией, используя довольно своеобразные методы.

При всех достоинствах, которыми обладал ставший нам привычным DVD-формат, к середине 2000-х годов его возможностей стало откровенно маловато. В это время уже появились и активно внедрялись производителями большие широкоформатные телевизоры, поддерживающие изображение высокой четкости, а многих видеоманов перестало устраивать качество изображения, транслируемого с DVD-проигрывателя. Тем более что объем даже самых больших носителей этого вида не подходил для записи полутора- и двухчасовых картин в наиболее популярных стандартах изображения высокой четкости. А именно: HD ready, имеющего разрешение 1280х720 пикселей, и Full HD - 1920х1080. Не говоря уже о том факте, что большинство выпускавшихся в то время DVD-плееров просто-напросто не смогли бы воспроизвести картинку с разрешением большим, чем 720х576 пикселей.

Требовались новые разработки. И они были. В 2006 году проходит официальная презентация HD DVD. Почти сразу же, спустя пару месяцев, торжественно появляется Blu-ray Disc. С того момента и начинается длившееся несколько лет противостояние этих форматов.

У каждой из технологий были свои плюсы и минусы, но главным фактором, их объединяющим, было то, что и HD DVD, и Blu-ray Disc изначально разрабатывались для записи изображения и звука высокой четкости.


Плееры дисков формата HD DVD стоили существенно дешевле Blu-ray-проигрывателей: в среднем на 30-50%. Примерно в полтора-два раза дешевле нам обходились и фильмы, записанные на HD DVD.

Однако корпорация Sony в том же 2006 году презентует PlayStation 3 - новейшую игровую приставку, способную проигрывать диски Blu-ray и стоившую, как выпускавшиеся в то время обычные Blu-ray-плееры, то есть примерно тысячу вечнозеленых буказоидов. К тому же из статей, опубликованных в авторитетных изданиях - Home Theatre Magazine и Ultimate AV, становилось ясно, что качество изображения, выдаваемого консолью при воспроизведении фильмов, было выше, чем качество картинки, получаемой со стандартных Blu-ray-проигрывателей.

В конце концов, после упорной борьбы, достойной быть увековеченной на всех дисках и прочих носителях в виде напряженного финансового триллера, наполненного интригами, коварством и предательствами, Blu-ray Disc одержал окончательную победу. В 2008 году компания Toshiba - главный разработчик и спонсор технологии HD DVD – заявила о полном прекращении ее поддержки.

Но многие киноманы решили не дожидаться окончательной победы какой-либо из технологий и сразу перешли на всеядные HD-медиаплееры, имеющие (или не имеющие) собственный жесткий диск, читающие файлы с флешек и понимающие любые (ну почти любые) экзотические форматы и контейнеры, иногда даже образы Blu-ray-дисков.


HD-медиаплееры


Итак, что же получил в итоге потребитель, докупивший году так в 2009-м к комплекту домашнего кинотеатра Blu-ray-проигрыватель или HD-медиаплеер? Конечно же, великолепную картинку! К объемному пяти- или даже семиканальному звуку многие успели привыкнуть ранее, но потрясающая детализация изображения бросалась в глаза.

Мы приобрели возможность наблюдать удивительно реальные капли дождя, преломляющие свет на капоте автомобиля. Разглядели фактуру ткани костюмов, принадлежащих персонажам фильмов. Даже смогли не только рассмотреть во всех подробностях ранее незаметный пушок над губами молодых Дженнифер Коннелли, Дженнифер Энистон и Дженнифер Лав Хьюит, но и временами стали обращать внимание на, пардон, даже легкую щети небритость этих небесных созданий, которая стала им присуща в более зрелом возрасте. А наиболее выдающийся, во всех смыслах этого слова, застрахованный на миллион долларов фрагмент тела Дженнифер Лопес, при увеличившейся почти в три раза детализации изображения, действительно на этот миллион стал выглядеть.

Оставалось лишь несколько лет до появления вполне доступных по стоимости, умеющих демонстрировать объемное изображение 3D-телевизоров, а также Blu-ray-плееров, которые научатся это 3D-изображение транслировать...
 
Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих людей »

Ваше мнение

Какой ОС вы пользуетесь в данный момент?

Случайное фото

Полезная информация